.  

Руслан ДЗКУЯ

“По разбитой пустыне судьбы….”

Можете ли вы себе представить, что человек, которому удается абсолютно все, чувствует себя одиноким и несчастливым? Я раньше думал так не бывает. Оказалось, ошибался...

Я познакомился с Натальей Гаранькиной, когда все уже закончилось. 4 января 1996 года она погибла в автомобильной катастрофе. Остались рисунки, стихи, песни, фотографии все то, что обычно интересует родных и никого больше. Какое-то время еще встречаются друзья, мать иногда получает письма. А потом все. Дальше тишина, как было сказано в одной неплохой пьесе. И только случай может вызвать из небытия человека, бывшего любимым, родным и ведь зачем-то рожденного.

Ужасная несправедливость.

Волей судьбы я оказался причастен к тайне чужой жизни. Я читал стихи и рассматривал рисунки, мне было позволено прочесть некоторые письма. Я невольно входил в эту запретную область, которую Наташа оберегала от всех, а порой и от самой себя. И все яснее мне становилось, что дело тут не в редкой одаренности Наташи в том огромном мире, который ушел вместе с ней навсегда. Ушел, погас, закрылся.

Большую часть своей жизни Наташа прожила в северном городе Ухте. Говорят, люди там совсем иначе ощущают свою общность с природой. Там столько простора, что сознание собственного "я" не заполняет окружающее пространство. А если ты только часть, то поневоле хочется познать и целое.

Все вспоминают, что с детства она была лидером. К ней шли, ее слушали. Не знаю. Наверное, так. Но меня с тех пор как я познакомился с нею, не оставляет чувство, что всегда существовала она в неких двух измерениях. Прекрасно училась, всегда была в центре взимания да, да, все это правда. Но, как ни обидно покажется ее прежним и нынешним друзьям, не имеет это никакого значения. Потому что трудно представить себе человека, который находился бы в таком вопиющем, непереносимом разладе с действительностью. В разладе, чисто внешне ничем не определенном.

Хлопья снега под ладонью фонаря
Падают печально и уныло.
Я стою, за все себя коря,
За все горькое, что между нами было.
Угасает пепел сигареты.
Кто теперь расскажет мне о том.
Почему уходит жизнь, как лето.
Ты был прав, наверно, как всегда.
Просто я бессильна перед ночью,
Просто я пугаюсь иногда,

Что меня настигнет одиночество...

Наташа избрала себе чудесную, ясную профессию архитектор. Сейчас легко предполагать почему, и любая догадка будет по-своему верной. Мне кажется, что в этом выборе выявилась ее подсознательная тяга к вещам абсолютным, к понятиям чистым и законченным (а что может быть законченнее линии) Горьковский архитектурно-строительный институт, где довелось учиться, был ею любим. Но был и в тягость. Там была Жизнь, но была и действительность. Все мы, пройдя через период юношеской раздвоенности, рано или поздно понимаем, что лучше смириться. Ну не воевать же все время! А что делать тем, кто смириться не может?! Наташа никогда не прятала глаз. Она искала новых впечатлений и не теряла надежды. Но будущее почему-то страшило ее. Словно каждый день воспринимала она как шаг. К чему? Это станет ясно потом... "Мама, сегодня день рождения у Светы. Не хочу. Через две недели мой. Не хочу еще больше..."

По ее записям, воспоминаниям друзей легко очертить круг пристрастий. Сальвадор Дали и группа "Кино", "Сердце Азии" Рериха и Шри Чинмой, Марина Цветаева, Николай Рубцов. И во всем этом словно голос с той стороны. Голос, которым она пыталась отозваться.

Она любила писать письма и открытки, дарила рисунки и стихи, фотографии, игрушки, говорила (это помнят точно): "Я подарю тебе столько, что ты каждую минуту будешь помнить обо мне..." О чем это? Ее и так любили все, с кем сводила судьба, ее и сейчас все помнят. О том, должно быть, что она хотела быть понятой, понятой так, как это было нужно ей сейчас, здесь, на этой земле.

Не получилось.

И нельзя тут никого винить. Что ж поделаешь, когда рождаются на свет души, которым на роду написано их одиночество, и дар Божий, с которым она явилась в мир, дал ей другую речь, другое, не всем доступное общение.

Ветер бросил под ноги россыпью
Желто-красную песню листвы.
Я по ней осторожной поступью
Ухожу от людской молвы...

Кажется, она не любила Уолта Уитмена. Во всяком случае, я нигде не встретил упоминания Наташей этого имени. Но по крови (той самой, поэтической крови) она была его бесспорной сестрой. И снился им один и тот же город. Нет, не так: Город. Никто лучше не понимал его. Никто так не видел красоты в его отточенных и чуть холодноватых линиях. Если бы планам, оставленным Наташей в набросках, суждено было когда-нибудь воплотиться, мы увидели бы, как властная воля художника творит жизнь, в которой по определению нет места поступкам низким и некрасивым.

В Твери Наташа прожила всего несколько лет. Вживалась в город трудно, хотя по-своему любила его. Тверь ведь город холодный, неласковый. Внешне все было нормально. Работа, в которой была удачлива, круг друзей (и она, как водится, в центре), замужество по любви. Наташа лихо водила автомобиль, завораживающе пела, и не знай я ее стихов, первый сказал бы: какое одиночество, все же так славно? Но это для нас с вами славно...

Когда вы шагнете в сказку
Новогодних чудес колдовских
И время помчится в салазках
Обычных сует людских,
Взгляните в ночное небо.
Там будет гореть звезда,
В которой хотелось мне бы
Стать чем-то Вам навсегда.
Она хоть мала, но прекрасна,
Пусть дарит Вам добрый свет.
Без Вас она так несчастна
Была столько долгих лет.
Теперь ее блеск стал заметней,
И все это только для Вас.
В любви своей безответной
Она Вам себя отдаст.
Вы просто поверьте в это.
Она будет Вас хранить,
Всегда будет рядом где-то
С божественным тайная нить.

Я много раз (и всегда невнимательно) читал о том, что иные люди задолго предчувствуют свою судьбу. Все это не слишком убеждало, потому что у обратного счета свои законы. Погиб поэт, и начинаем мы с особым пристрастием вчитываться в его строчки. И видим то, что уже готовы увидеть. Даже если между предчувствием и тем, что сбылось, расстояние в несколько лет. Но в случае с Наташей столкнулся с чем-то совершенно мистическим, чему сам я никакого объяснения дать не могу.

Вот рисунок Наташи, датированный концом декабря 1995 года. На нем ясно различимо место катастрофы. На нем церковь, кресты как раз по числу погибших. Вы думаете, совпадение? Воля ваша думайте так. Но вот и стихотворение, написанное несколькими днями раньше, и тоже из последних.

По разбитой пустыне судьбы
Я иду в тот мираж голубой.
А во сне почему-то гробы

И все кто-то приходит за мной.
Обещаю пойти, но боюсь

Как-то страшно жизнь оставлять.
Ведь оттуда уже не вернусь,
Значит, надо пока подождать.

Я запуталась в мыслях своих.
И от этого трудно другим.
Я в мечтах воспаленно-больных

Становлюсь в стае волком чужим.
Я теряюсь в дремучих лесах,
Тех, что раньше были светлы.
И какой-то испуг в глазах,
И слезы, как капли смолы.
Я смотрю в белый диск луны,

Плача в черную пустоту.
Гул в ушах от ночной тишины
Заглушает мою мечту.
Белый ангел прошел стороной,
Я кричу, только крик, как стон.
Чернота стала крепкой стеной,
А за ней
колокольный звон.
Может, это кошмарный сон,
И проснуться пора давно,
Но, увы, я не сплю, а он
Воду вновь превращает в вино.
Мне б забыть обо всем хоть на миг
И войти в золотой Божий храм,
Только снова от боли крик
И свинцовая тяжесть к ногам...
Рис. Натали Гаранькиной

Вот, собственно, и все. Ушел человек. И не подаст нам оттуда знака, не объяснит того, что никак не умеем мы понять.

Все, кто помнит Наташу (а таких много), хотят сейчас, чтобы она осталась с нами хотя бы книгой. Ее школьные ухтинские друзья начали сбор средств, необходимых для издания. Денег пока не хватает, но они не теряют надежды.

А на днях Наташина мама получила из Ухты письмо. "Не могу не откликнуться на просьбу одноклассников Наташи в их порыве сборе средств для издания сборника стихов. Посылаю Вам, хоть мизерный, свой вклад в это дело. Я очень старый человек (.мне 85-й год), но стихи Наташи глубоко тронули душу. Как мудра ваша дочка, как тонко чувствовала и понимала боль женской души, красоту природы. Особенно близко мне ее последнее стихотворение о звезде:

Она хоть мала, но прекрасна,
Пусть дарит Вам добрый свет...

Я знаю эту звезду (в северо-западной части небосклона), порой смотрю, и она озаряет душу, как и стихи Наташи. От всего сердца желаю сохранения памяти о Наташе в издании ее стихов. Пусть это послужит хоть каким-то утешением в Вашей жизни..."

Мы обязательно должны выпустить книгу. И не для того, чтобы утешить Наташину маму. Для себя самих. Чтобы помнили. О звездах. Свете. Одиночестве. О любви. И о Наташе...

 

Руслан ДЗКУЯ
“Вече Твери”
2 ноября 1996г.

 

.

[Отзывы и контакты] [Натали Гаранькина] [Тверские авторы]