Нилов Борис Михайлович

АВТОБИОГРАФИЯ

Нилова Бориса Михайловича, кандидата исторических наук, доцента, краеведа, Ветерана ВОВ  (общий трудовой стаж – 55 лет, из них 52 – педагогического и научно-педагогического).

Нилов Борис Михайлович Я - Нилов Борис Михайлович родился 1 августа 1931 года в деревне Коленицы Старицкого района Калининской области по месту рождения моих родителей. Мой отец-Нилов Михаил Михайлович, 1905 года рождения, работал после службы в армии слесарем-водопроводчиком на военном заводе под Ленинградом, после окончания специальных курсов он был избран на профсоюзную работу. В 1939 году отец окончил юридические курсы и стал работать народным судьей в городе Слуцк (Павловск). Моя мать – Нилова Екатерина Антоновна, 1908 года рождения, была домохозяйкой, затем работала портнихой. До 10 лет я проживал с родителями по месту работы отца под Ленинградом.

14 июня 1941 г. мой отец проводил нас с мамой на летний отдых в деревню Коленицы к бабушке с дедушкой. При посадке нас на московский поезд отец заявил: «Вероятно, скоро начнется война с Германией, но вы будете глубоко в тылу». Однако жизнь не подтвердила этих радужных надежд.

 В первые дни войны мужчины призывного возраста ушли из деревни на фронт. Все колхозные работы под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» легли на плечи женщин, стариков и подростков.  Вскоре мы с мамой получили тревожное письмо от отца, что он уходит добровольцем на фронт в составе Ленинградского народного ополчения, и мама отправилась в обратный путь к своему дому. К моменту ее приезда в Ленинград город Слуцк (Павловск) уже был оккупирован немцами, а мама оказалась в блокадном Ленинграде. Она поселилась у родственников, стала работать швеей по пошиву армейской одежды, испытала на себе все тяжести блокадной жизни.

Я же по ноябрь 1945 г. проживал вместе с бабушкой в деревне. 1-го сентября 1941 г. ученикам Коленицкой начальной школы было предложено собирать колоски, копать картошку, помогать фронту своей работой в колхозе. Деятельность школы была восстановлена только в марте 1942 г. В середине октября 41-го развернулся трехдневный бой за нашу деревню. В результате боя погибло около сотни наших красноармейцев. Немецкая авиация разрушила и сожгла ряд домов, многие колхозные постройки. От фашистской бомбы, попавшей в наш дом, погибли мой дед Антон, ветеран Первой мировой войны, и молодой красноармеец. Они были похоронены на приусадебном участке.

Более двух месяцев продолжалась немецко-фашистская оккупация нашей деревни. Это были дни, полные тревог, голода и страданий. С января 1942 года я всю войну работал в колхозе им. М.И. Калинина. Выполнял все колхозные работы, был членом плотницкой бригады по восстановлению разрушенных фашистами хозяйственных построек. Ежегодно перевыполнял обязательную норму выработки трудодней.

Работа в колхозе не помешала мне окончить шесть классов сельской школы, принять участие в ремонте крыши этой школы. В сентябре 1945 г. решением бюро Емельяновского РК ВЛКСМ я был принят в ряды комсомола по рекомендации учительской комсомольской организации школы.

После возвращения отца, капитана Советской армии, с фронта вся семья собралась в Калинине, где в 1949 году я окончил мужскую среднюю школу № 6. Все годы учебы активно участвовал в работе классной и общешкольной комсомольской организации. Был бессменным комсоргом своего класса, заместителем секретаря школьного комитета ВЛКСМ, отвечал за культурно-массовую работу в школе, проводил еженедельные политинформации среди октябрят, пионеров, в общежитии молодых строителей. Вся деятельность по самоуправлению жизнью учащихся в школе проходила под умелым профессиональным руководством педагогов-коммунистов: директора школы Евгения Николаевича Шалина, завуча Николая Николаевича Лулакова, классных руководителей, учителей истории и географии. Особое внимание, поддержку и опыт в общественной деятельности я повседневно получал от нашего классного руководителя – Заслуженного учителя школы РСФСР Сербской Серафимы Александровны. За свою педагогическую деятельность она была награждена орденами Красной Звезды и орденом В.И. Ленина.

Решающее влияние на формирование моих активных гражданских позиций, привитие интереса к политической жизни страны и мира оказал мой отец - человек с большим опытом жизни и общественной деятельности. Для меня отец был и остается самым авторитетным человеком в моей жизни. Он воевал с немецко-фашистскими захватчиками в составе Ленинградского, Волховского и 1-го Белорусского фронтов. Вошел в Берлин командиром самоходной тяжелой артиллерийской батареи. По его совету я выбрал исторический факультет педагогического института им. М.И. Калинина.

В 1953 году я получил диплом с отличием Калининского государственного педагогического института с присвоением квалификации учителя истории средней школы. Годы студенчества были заполнены не только учебой: был принят в ряды КПСС, преподавал историю партии в системе политического просвещения, а в летнее время работал вожатым и воспитателем в пионерских лагерях.

Свою педагогическую деятельность я начал 15 августа 1953 г. учителем истории, конституции СССР, логики и психологии в Алексейковской средней школе Лесного района. В 1954 - 1956-х годах работал директором Лесной средней школы, был избран депутатом райсовета, членом Лесного РК КПСС. Организовал трудовое и политехническое обучение учащихся. В летнее время на базе колхоза успешно работал школьный лагерь труда и отдыха старшеклассников.

В декабре 1955 года принял участие в работе областной комсомольской конференции, с трибуны которой рассказал о положительном опыте педагогического руководства деятельностью ученических общественных организаций. Делегаты конференции избрали меня членом обкома ВЛКСМ. А с 1 марта 1956 г. я был взят в аппарат Обкома ВЛКСМ, на должность заместителя заведующего отделом учащейся молодежи и студентов, где проработал до середины августа 1959 года. Участвовал в подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля молодежи 1957 г. в г. Москве, а в 1958 г. возглавил областной сводный отряд молодежи и студентов для работы на целине, который занял 1-ое место в соревновании среди 50 отрядов, убиравших хлеб в Казахстане.

В 1959 –1961 гг. работал директором средней школы № 19 г. Калинина, избран депутатом городского совета и членом ГК КПСС. В школьном здании на 400 мест обучалось более 1300 учащихся в три смены. Отсутствовали условия для трудового воспитания и политехнического обучения учащихся. При содействии командования авиационного Мигаловского гарнизона и активном участии родителей учащихся мне удалось реализовать хозяйственным способом строительство второго школьного здания еще на 400 мест. Затем эта стройка была включена в план Облисполкома и успешно завершена. По итогам общегородского соревнования школ коллектив СШ № 19 занял лидерские позиции.

16 сентября 1961 года я был утвержден в должности заведующего ГОРОНО и члена Исполкома Горсовета. За период моей работы в отделе образования с 1961 по 1963 гг. в областном центре было построено три новых школы (№№ 2, 34, 35), пять пристроек к основным школьным зданиям и более тридцати детских дошкольных учреждений. Сняты проблемы третьей смены учащихся школ города и многочисленных очередей родителей по устройству своих малышей в детские сады, реализовано политехническое обучение учащихся. Одновременно по поручению Министерства просвещения РСФСР обеспечивал организационно-методическую работу по проведению эксперимента академика Л.В. Занкова в начальных классах школ города. Итоги эксперимента были рассмотрены на заседании коллегии Министерства просвещения РСФСР и принято решение о переходе всех школ России с четырехлетнего на трехлетний срок обучения.

Летом 1963 года я был избран на партийную работу в КГПИ, где по совместительству стал преподавать курс истории КПСС. С 1967 по 1970 год работал заведующим отделом пропаганды и агитации Калининского ГК КПСС, неоднократно избирался депутатом Горсовета и членом горкома партии.

В 1970 году я защитил кандидатскую диссертацию по истории формирования учительских кадров и перешел на работу деканом педфака КГУ, где в 1974 г. получил аттестат доцента кафедры истории. По совместительству 17 лет исполнял обязанности заведующего кафедрой политической истории и философии Университета марксизма-ленинизма при Калининском ГК КПСС. Более 8 лет я возглавлял факультет повышения квалификации директоров средних школ Северо-Западных территорий России Калининского госуниверситета. На ФПК ОНО сложился авторитетный для слушателей коллектив таких ученых педагогов, знающих школу, как О.А. Баранов, Ю.К. Кузнецов, М.Е. Новосельцева, И.М. Подберезин и др.

За время моего деканства повысили профессиональную управленческую и психолого-педагогическую квалификацию более 5 тысяч директоров средних школ из 8 областей (Тверская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Калининградская, Смоленская, Рязанская, Калужская), а также из Карельской АССР и Коми АССР. Решением коллегии Министерства Просвещения РСФСР факультет был признан лучшим из всех ФПК ОНО России.

С 1995 по 2003 г. я работал доцентом кафедры управления и развития школ в Тверском областном институте усовершенствования учителей. С 2001 по 2005 годы возглавлял лабораторию государственно - общественного управления образованием (ГОУО) в Тверском областном институте усовершенствования учителей (ТОИУУ). По совместительству работал ведущим научным сотрудником лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образованием РАО, осуществлял научное руководство экспериментом в Тверской региональной системе образования по демократизации управления образовательными учреждениями.

Участвовал в организации и проведении пяти региональных и четырех международных научно-практических конференций по проблемам демократизации управления общеобразовательными учреждениями и муниципальными системами, обобщил опыт ТОИУУ в становлении и развитии государственно-общественного управления школой и на муниципальном уровне, проанализировал состояние и развитие нормативно-правовой базы ГОУ в регионе.

Разработал и с увлечением читал следующие спецкурсы для руководящих кадров образования и учителей Тверской области: «Стратегия демократизации управления образованием как важнейший фактор повышения качества образования»; “Проблемы становления и развития государственно-общественного управления образованием”; “Формирование активных гражданских позиций учащихся”; “Учет особенностей российского менталитета в образовательном процессе”; “Цивилизационный подход при изучении курса истории”.

Всю сознательную жизнь занимался общественной деятельностью:

*Неоднократно избирался депутатом районного и Калининского городского совета депутатов трудящихся, членом Калининского Исполкома горсовета;

*Работал в составе общественных комиссий по народному образованию на городском, областном и федеральном уровнях;

*Избирался вице Президентом Международной ассоциации содействия развитию школьных советов;

*Входил в состав Научно-методического Совета Министерства Просвещения РСФСР и Института управления образованием РАО;

* Избирался членом Президиума Калининского областного общества «Знание» и председателем Новопромышленного и Центрального районных организаций города Калинина.

*Состоял членом ученого совета Тверского государственного университета (ТвГУ) и Тверского областного института усовершенствования учителей  (ТОИУУ).

Имею более 100 научных и научно - популярных публикаций по проблемам формирования учительских кадров, педагогического краеведения, становления и развития демократической, государственно-общественной системы управления образованием в Тверском регионе и др.

Награжден государственными медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», Юбилейными медалями в честь Победы в ВОВ, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, памятной медалью «70 лет освобождения города Калинина. 1941-2011 гг.».

Отмечен ведомственными знаками отличия: «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Победитель социалистического соревнования 1976 года». За активную работу во Всесоюзном обществе “Знание”, За активное участие в подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля в Москве в 1957 году, многочисленными Почетными Грамотами, Благодарственными письмами различного уровня органов власти и общественных организаций, в числе которых:

Почетная грамота губернатора Тверской области от 03.11.2000 г.;

Благодарность губернатора Тверской области от 13.09. 1996 г.;

Благодарность главы города Твери от 30.04.2010 г. за многолетнюю плодотворную работу по патриотическому воспитанию молодежи;

Сертификат Министерства образования Тверской области о том, что имя Нилова Б.М. внесено в электронную книгу лучших учителей Тверской области от 24 августа 2012 г.

В настоящее время я состою членом Совета ветеранов войны и труда Центрального района города Тверь, работаю в комиссии по патриотическому воспитанию молодежи, регулярно выступаю перед учащимися школ. Принимаю участие в работе Тверского научного военно-исторического центра Академии военных наук РФ, дважды выступал с докладами на городских научно-практических конференциях по теме: «Забота государства и общества о детях и школах в годы ВОВ».

Весь свой трудовой и жизненный путь, начиная с 25 апреля 1953 года и по настоящее время, я прошел вместе со своей женой – Ниловой Галиной Марковной, 1931 г. рождения, ветераном ВОВ( труженик тыла). Она учитель русского языка и литературы, много лет работала завучем средней школы №11 города Калинин. Затем Галина Марковна возглавляла работу кабинета руководящих кадров Калининского областного института усовершенствования учителей. Ее педагогический стаж - 50 лет. Она - отличник просвещения СССР и отличник народного просвещения РСФСР, краевед, ветеран ВОВ. Мы вырастили двух дочерей, двух внуков, внучку, имеем двух правнучек.

Старшая дочь – Нилова Маргарита Борисовна, 1954 г. рождения, врач-терапевт высшей категории Тверской городской больницы № 1. Ее дочь, наша первая внучка – Нилова Светлана Александровна, 1978 г. рождения, кандидат медицинских наук, преподаватель Тверской медицинской академии.

Младшая дочь – Фомина Ольга Борисовна, 1957 г. рождения, кандидат экономических наук, доцент Тверского госуниверситета.

Старший внук – Фомин-Нилов Денис Валерьевич, 1979 г. рождения, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, руководитель Центра информационных технологий Института всеобщей истории РАН, и.о. ректора государственного академического университета гуманитарных наук, преподает спецкурс по проблемам истории социал-демократического движения XX века в Скандинавских странах для студентов исторического факультета.

Младший внук – Фомин Михаил Валерьевич, 1988 г. рождения, окончил аспирантуру Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, работал заместителем директора Института делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в настоящее время занимается преподавательской работой со студентами одного из московских вузов.

Мы гордимся своими детьми и внуками. Все они стали творческими людьми, профессиональными исследователями и преподавателями ведущих вузов нашей страны. Нас радует, что усилиями трех поколений в нашей семье сложилась научно-педагогическая династия со стажем уже более 140 лет, устремленная в будущее.

01.08.2016 г. Нилов Б.М.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Муравьев Е.М., Нилов Б.М. Становление системы повышения квалификации учителей Тверского края : очерки истории / Твер. обл. ин-т усовершенствования учителей. - Тверь : [б. и.], 1997. - 108 с. : ил.

Нилов Б.М. Страницы жизни. Из поколения детей войны : Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Чтобы знали и помнили! - Тверь :  Интеграция: Образование и Наука, 2015. - 248, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

Список публикаций кандидата исторических наук, доцента Б.М. Нилова // Страницы жизни. Из поколения детей войны : Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Чтобы знали и помнили! - Тверь, 2015. - С.  225-234. - (107 назв.).

Нилов Б.М., Нилова Г.М. Учитель жив в сердцах своих учеников // Вся Тверь. - 2017. - 29 сент. - С.19.
О междунар. конф. "Филология и просветительство. Научное, педагогическое, краеведческое наследие Н.М. Лебедева" (Твер. обл. б-ка им. А.М. Горького, 22-23 сент. 2017 г.)

Михня Е. На перекрестке судеб и дорог : слава Верхневолжья ковалась достижениями наших земляков  // Тверская Жизнь. - 2015. - 30 янв. - С. 1, 2.
О торжественных мероприятиях, посвященных юбилею Калининской (Тверской) области.

Шемелинский В.Н. Исповедь ветерана // Вся Тверь. - 2015. - 17 апр. - С. 19 : фот.
О презентации книги ветерана войны Бориса Нилова «Страницы жизни. Из поколения детей войны : Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Чтобы знали и помнили!» (Тверь, 2015) в Славянском зале Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького.

Шмелинский В. Исповедь ветерана // Тверская Жизнь. - 2015. - 21 апр. - С. 5.
О презентации книги Б. Нилова "Страницы жизни из поколения детей войны".

Нилов Б.   Мы отсюда уходили за мечтой // Тверская Жизнь. - 2015. - 7  нояб. - С. 3.
О книге "Красная школа на Тьмаке", написанная к юбилею гимназии № 6, г. Тверь.

Иванова О. Листая страницы жизни // Тверская Жизнь. - 2016. - 2 авг. - С. 5.
О судьбе ветерана, кандидата исторических наук, краеведе Б.М. Нилове.

Смирнова Л. Слова улетают - письмена остаются... // Вся Тверь. -  2016. -  19 авг .(№ 95). - С. 16.
О книге "Тверское педагогическое краеведение" педагогов Г. и Б. Ниловых.

Ильина Т.А. Радость от новой книги // Рукопись.
О книге Галины и Бориса Ниловых «Тверское педагогическое краеведение : очерки» (Тверь, 2016).

Ильина Т.А. Радость от новой книги // Вестник Тверского государственного университета. - 2016. - № 8 (октябрь). - С. 4.
Рецензия на книгу Галины и Бориса Ниловых «Тверское педагогическое краеведение : очерки» (Тверь, 2016).

Книга во славу учителя / Э. Русанова, Л. Мальцева // Коммунар (Фировский район). - 2016. - 26 нояб. - С. 4.

Корсаков С.Н. Нилов Борис Михайлович (1931) : 85 лет со дня рождения // Тверские  памятные даты. 2016. - Тверь, 2015. - С. 161-163 : ил.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Нилова Г.М., Нилов Б.М. Тверское педагогическое краеведение : очерки. – Тверь : ООО «Интеграция: ОН», 2016. – 267 с.: ил.